Наша методика

Наша цель - всестороннее
шахматное образование:

Мы следуем принципам:

Q   Дети становятся ещё умнее, внимательнее, развивается память, творческое мышление, учатся планировать свои действия.

Q   Учащиеся получают знания по всем направлениям обучения шахмат, каждый год повышают свой шахматный разряд.

Q   Используем авторские методики наших тренеров А.Дорофеевой и С.Конотопа, пользующиеся популярностью в шахматном мире.

Q   Мы предлагаем сочетание теории и практики. Ребята участвуют в соревнованиях, проводимых как на нашей базе, так и в других клубах Москвы, России.


W    от простого к сложному

W    всестороннее обучение

W    учимся - играя!

W    сознательность и активность учащихся
в обучении

W    уважаем личность ребенка в сочетании
с разумной требовательностью к нему

W учитываем возрастные и индиви-
дуальные особенности ребенка



В обучении мы идем по двум направлениям:

↙                               ↘ 

Общеразвивающее

   Ребята в дружном коллективе занимаются в клубе
1-2 раза в неделю.

   Участвуют в соревнованиях,
проводимых в Куркино.

   Домашнее задание делают по возможности, акцент
в обучении на занятия в группе.

  Постепенный шахматный рост


Спортивное

   К групповым более длительным
(от 1,5 часов) занятиям мы рекомендуем
добавлять индивидуальные. Главная
цель этого - более глубоко изучать партии
шахматиста, формировать
индивидуальный дебютный репертуар.

   Серьезное отношение к выполнению
домашних заданий.

   Обязательно участие в соревнованиях,
проводимых как в Куркино, так и в других
клубах Москвы и России.

   Родителям нужно быть готовыми к
тому, что ребенку нужно будет время
на занятия, выполнение домашнего
задания, соревнования.

   Практика в сочетании с углубленным
изучением шахмат способствует быстрому
спортивному (шахматному) росту.



Как ребенок учится шахматам?

Формы занятий






Шахматы и спорт


Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что хотя шахматы и считаются интеллектуальным видом спорта, нужно обязательно умственные занятия совмещать с физическим совершенствованием ребенка. Ребенок, который слаб физически, быстрее устает по сравнению с другими ребятами, повышается вероятность ошибки.



 Групповые занятия
       Направления обучения:
                             Начальная подготовка (1-2 год обучения)

            Уровень: начинающие - 4 разряд

        Изучаются правила шахмат, элементарные маты королю, пешечные окончания, игра в начале партии. Тактические комбинации, начальные шахматные дебюты, атака на короля.

          Акцент в обучении на четкое знание правил шахмат. Формирование стремления обдумывать свои ходы, искать небольшие комбинации.

Средняя подготовка (3-4 год обучения)

уровень: 2-3 разряд

          Усложнение тактических комбинаций от 2 до 3-5 ходов, изучение простейших элементов стратегической игры, запоминание базовых позиций шахматных окончаний, начало формирования дебютного репертуара шахматиста.

Акцент в обучении на четком расчете вариантов, изучение и применение стратегических планов.

Специальная подготовка (4-6 год обучения)

уровень: 2-кмс

          Подробный анализ приёмов стратегической игры, изучение эндшпиля, сложные комбинации, формирование дебютного репертуара шахматиста, история шахмат, повышение уровня понимания шахмат за счет анализа творчества выдающихся шахматистов мира.

          Акцент в обучении на четком расчете вариантов, изучение стратегических планов, поиск и применение актуальных дебютных вариантов, индивидуальная работа с тренером на поиск ошибок в игре

Традиционный план учебных занятий

          Занятия начинаются с небольшой разминки 2-3 позиции тактического характера. После этого тренер к основной теме занятия. На демонстрационной доске с шахматными фигурами показываются наиболее яркие примеры шахматного творчества. Учащиеся не только внимательно слушают, но и активно участвуют, отвечая на вопросы преподавателя.  Первая часть может проходить в разном виде: тематическая, шахматные конкурсы по решению задач, тест – партии и т.д.

      Во второй части занятия дети обычно играют между собой,  записывают свои партии, которые анализируют вместе с учителем, находя и исправляя ошибки.

      В процессе обучения главный упор делается на сбалансированное сочетание теории и практики, естественно с преобладанием практики, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, тренировочные партии с записью и с последующим анализом сыгранных партий.

      Индивидуальные занятия:

У каждого человека есть свои особенности, поэтому индивидуальные занятия помогают обратить внимание на сильные и слабые стороны игры ребенка.

На индивидуальных занятиях:

- анализируются сыгранные партии,

- формируется дебютный репертуар шахматиста,

- решаются упражнения, подобранные с учетом силы игры,

- изучаются тематические партии выдающихся шахматистов мира.

- во время соревнований к анализу сыгранных партий добавляется специальная подготовка к следующему сопернику.

                                                                               Лекционные:

Шахматный мир знаний очень богат, поэтому в основной программе не все темы бывают затронуты. Для более углубленного изучения шахмат проводятся лекции по разным тематикам.

Так 2010/2011 г. в Шахматном клубе «Стратегия» проходили лекции «Элитный дебют» ориентированные на шахматистов 2 разряда – кмс, на которых известные гроссмейстеры рассказывали о самых актуальных дебютах.

         В 2011/2012 г.  на программе «История шахмат» мы познакомились и жизнью и творчеством выдающихся шахматистов мира. 

             В 2012/2013 г. шахматисты узнают о разнообразии шахмат в программе «Необычные шахматы». Ребята  сразятся в «шведские шахматы», «шахматы Фишера», «двухходовки» и так далее.



                                                                     Соревновательная практика:

          

             Максимально проявить свои знания можно принимая участия в соревнованиях. В шахматных турнирах ребенок ответственно относится к игре, у него есть цель добиться хорошего для себя результата. Постоянно участвуя в соревнованиях, шахматист двигается вперед, играя партию за партией, пробуются новые дебюты, новые приёмы, исправляются ошибки, которые были допущены ранее. Турнирная практика стимулирует шахматистов активнее изучать шахматы, стремясь получить ещё больше знаний.

       Во время соревнований ребенка нужно подготовить, что могут быть как победы, так и проигрыши. Поэтому нужно уметь достойно принимать любой результат игры, помня, что шахматы это, прежде всего игра, в которой с интересом интеллектуально сражаются двое соперников.

          Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кругозор. Уже первые шаги в соревнованиях связаны с участием в церемониях открытия и закрытия турнира, записью партии, наличием зрителей, обменом традиционными приветствиями. Во время партий могут возникать ситуации, где шахматистам нужно знать правила и корректно, если нужно отстаивать свою позицию. Участвуя в турнирах, шахматисты не только учатся играть и думать, но и уважать личность партнера, умение вести себя в обществе.

          В течение учебного года дети играют между собой на занятиях. На базе шахматного клуба «Стратегия» постоянно проводятся турниры. Тренер рекомендует подготовленным детям участвовать в московских шахматных соревнованиях соответствующие их уровню, с возможностью выполнять спортивные разряды. Каждый год наша команда участвует в командных соревнованиях.

       Летом ребята участвуют как в личных, так и в командных выездных турнирах. Такая практика очень полезна, на соревнованиях проявляются шахматные знания и характер учащихся, что способствует дальнейшему росту мастерства.