О шахматах



Считается, что шахматы возникли около 2000 лет назад в Индии. Название происходит от персидского «шах мат», что означает «король умер» – конец игры. Постепенно шахматы стали распространяться по всему миру. Считается, что в Россию их привезли купцы с Востока около тысячи лет назад.

В настоящее время более 160 стран входят в международную шахматную федерацию (ФИДЕ). Шахматисты постоянно участвуют в соревнованиях, стремятся добиться побед и стать чемпионом города, страны, континента, мира.

В 1886 году В.Стейниц, победив в матче И.Цукерторта стал первым официальным чемпионом мира по шахматам. С того времени шахматисты с интересом наблюдают за профессиональными турнирами, чемпионатами мира, где сражаются сильнейшие гроссмейстеры. С 1927 года на первый план выдвинулись советские шахматисты. Многие годы они доминировали в шахматном мире. Это и А.Алехин, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, А.Карпов, Г.Каспаров. И в современное время российские гроссмейстеры являются одними из сильнейших в мире. Начиная с 1927 года, каждые два года проводятся всемирные шахматные Олимпиады. И для юных шахматистов международная федерация ежегодно проводит чемпионаты Европы, мира в разных возрастных группах – до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет.

Многие известные люди композиторы, писатели Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев с увлечением играли в шахматы. И сейчас в шахматы с удовольствием играют знаменитые люди. Проводятся турниры среди журналистов, в государственной думе, крупных компаниях.  

Игра в шахматы дает возможность человеку реализовать врожденную потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

В процессе шахматных занятий развиваются:

память;

воображение, фантазия

логическое и комбинаторное мышление

творческое мышление


Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, бороться до конца и не унывать при неудачах. Также важно на протяжении всей партии умение концентрироваться и быть целеустремленным. Благодаря этому многие дети, которые занимаются шахматами, лучше учатся в школе, а если пропускают занятия, участвуя в соревнованиях, то, имея хорошую память и сообразительность, быстро изучают пропущенный материал.
           Хорошо сказал о влиянии занятий шахматами на детей 13-й чемпион мира Г.Каспаров: «Шахматы развивают в детях множество качеств… Они учат анализу, т.е. воспитывают спортивный дух, силу воли. Наконец, учат творчески мыслить, фантазировать, искать и находить».

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска – белые и черные. В этом войске есть главный – король, его помощники – ферзь (ученый, мудрец в переводе с арабского), ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Цель игры: захватить в плен неприятельского короля – говорят поставить королю мат.

Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным за свои поступки. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы, решают шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Пусть вам откроется этот удивительный мир!